Главная » Обучение детей с ОВЗ » Особенности обучения детей с задержкой психического развития в школе

Твой безопасный кибермаршрут

Твой безопасный кибермаршрут

Пожалуйста, оцените наш сайт по пятибалльной шкале

Загрузка ... Загрузка ...

Особенности обучения детей с задержкой психического развития в школе

Категория обучающихся с задержкой психического развития – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди причин возникновения могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, хронические соматические[1] заболевания, неблагоприятные условия воспитания. Все обучающиеся испытывают в той или иной степени затруднения в усвоении учебных программ, вызванные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности[2], трудности произвольной саморегуляции[3].

Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Особыми образовательными потребностями обучающихся с ЗПР являются:

— обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС);

— комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС;

— организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР;

— постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

— специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

— обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей) и др.

Рекомендации родителям ребенка с задержкой психического развития

1) Не следует на ребенка смотреть как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно опекать, например, собирать ему в школу портфель, контролировать каждое действие ребенка при выполнении домашних заданий. Не подчиняйте всю жизнь в семье ребенку: за него делать все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам.

2) Не предъявлять завышенные требования к ребенку. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.

3) Для того чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не нанесите учебной нагрузкой дополнительного вреда его здоровью; внимательно отнеситесь к организации его труда и отдыха.

4) Психологи и врачи утверждают, что перерывы во время выполнения домашнего задания крайне необходимы.

5) Cамооценка ребенка во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно, что бы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. Для формирования этой стороны психики ребенка с задержкой психического развития очень большое значение имеет общение. Например, задайте своему ребенку вопросы о том, что он нового узнал на уроках. Есть вопрос – есть работа мысли. Есть мысль – активизируется память. Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.

6) Желательно обследование ребенка врачом–психоневрологом: он может выявить признаки органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него, может при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребенка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.

Уважаемые родители! Если вы получили заключение психолого-медико-педагогической комиссии о необходимости обучения Вашего ребенка по специальным программам, важно своевременно подобрать ребенку образовательную организацию (школу), в которой он будет проходить обучение.

При собеседовании с руководителем образовательной организации, в которую Вы собираетесь привести Вашего ребенка, надо уточнить:

—         реализуется ли в школе адаптированная образовательная программа (АОП) для таких детей;

—         входят ли в штат организации специалисты: учитель-дефектолог, логопед, специальный психолог или педагог-психолог, имеющий соответствующую профильную подготовку, социальный педагог, педагог дополнительного образования, медицинские специалисты;

—         есть ли у организации сетевые формы реализации образовательных программ, благодаря которым можно привлекать специалистов (педагогов, медицинский работников) других организаций к работе с детьми с ЗПР;

—         осуществляются ли в рамках сетевого взаимодействия консультации специалистов медицинских и других организаций, которые не включены в штатное расписание организации (педиатр, невропатолог, психотерапевт и другие и др.) для проведения дополнительного обследования обучающихся и получения медицинских заключений о состоянии их здоровья, возможностях лечения, оперативного вмешательства, медицинской реабилитации; подбора технических средств коррекции (средства передвижения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и т.д.).;

—         при наличии соответствующих показаний, в рамках сетевого взаимодействия осуществляется ли медицинское сопровождение обучающихся;

—         какие созданы условия для организации пространства ребенка в школе, есть ли возможность у ребенка безбарьерно перемещаться внутри школы, а именно:

1) есть ли в школе доступное пространство, которое позволит воспринимать максимальное количество сведений через аудио-визуализированные источники, удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядке, режиме функционирования организации, расписании уроков, изменениях в режиме обучения, последних событиях в школе, ближайших планах и т.д.;

2) организовано ли рабочее место обучающегося с ЗПР с учетом возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога;

3) есть ли в классах зоны для отдыха, занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов;

4) есть в организации специализированные помещения – логопедический кабинет, кабинет медицинского назначения, кабинет для ЛФК и массажа, специально оборудованные спортивный зал, кабинет педагога-психолога, сенсорные комнаты релаксации, бассейн;

5) каким образом для ребенка будет осуществлять внеурочная деятельность.

Также Вам необходимо знать, что обучение детей с задержкой психического развития может осуществляться на фоне лечебно-восстановительной работы, которая должна вестись в следующих направлениях: коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению, посильная медицинская коррекция двигательного дефекта, терапия нервно-психических отклонений, купирование соматических заболеваний. Педагоги и администрация организации должны регулярно запрашивать рекомендации к осуществлению лечебно-профилактического режима, учитывающие возрастные изменения.

Если образовательная организация (школа), в которую Вы планируете привести своего ребенка, соответствует Вашим требованиям с учетом особенностей обучения и воспитания, прописанных в ФГОС начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, то Вы смело можете записывать ребенка в такую школу.

 


[1] Соматическое заболевание (от др.-греч. σῶμα — тело) — телесное заболевание, в противоположность психическому заболеванию.

[2] Познавательная деятельность — сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.

[3] Саморегуляция – это своеобразная настройка индивидом своего персонального внутреннего мира и самого себя с целью приспособления. Произвольная саморегуляция имеет сознательную цель, не зависит от непосредственных побуждений.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Независимая оценка качества образования
Оценка качества питания в школе
Сайт размещается на хостинге Спринтхост